Центральная
психолого-медико-педагогическая
комиссия Архангельской области

От социального педагога

Уважаемые коллеги, родители!

На данной странице вы можете ознакомиться с общей информацией о деятельности социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии, о законодательных основах образования детей с ОВЗ, инвалидностью. В том числе на странице будет размещаться полезная информация как для специалистов, работающих с детьми, семьями группы риска, так и для родителей. 

Должность социального педагога официально была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов». В решении коллегии указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами.

Социальный педагог — это специалист в системе образования, который

  • осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

  • изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни;

  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку и др.

 

Цель деятельности социального педагога ПМПК заключается в содействии созданию благоприятных условий, максимально обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве.

Задачи социального педагога ПМПК:

  • своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации;

  • диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса;

  • профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами;

  • оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательного процесса;

  • обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса;

  • контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией;

  • анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей.

Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам – приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования...

б) образовательные программы высшего образования...

3) основные программы профессионального обучения...

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы...

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ.

Формируем учебную мотивацию

Правила для родителей по воспитанию самостоятельности у детей

Скоро в школу

Цифровая грамотность: беседа с ребенком от 12 до 18 ле

Цифровая грамотность: беседа с ребенком от 12до 18 лет

Правовые аспекты, регламентирующие организацию работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества. Поэтому развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью выделено как отдельное стратегическое направление развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030г.

На современном этапе сформирована и постоянно обновляется нормативно-правовая база, регламентирующая организацию работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также создание условий для получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Заключена в г. Женеве 23.06.1975);

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Для обеспечения права на труд в законе предусмотрены обязательные квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью (Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов) и обустройство специализированных рабочих мест (Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов);

Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 27.12.2018), частью 1 статьи 11 «Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости».

3 мая 2012 г. в России принят Федеральный закон от N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». В 27 статье Конвенции «Труд и занятость» лицам с инвалидностью провозглашено «право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов».

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н).

На обеспечении гарантии организации профориентационой работы направлена Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 2018 года). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

Также при организации работы по профориентации детей с ОВЗ и/или инвалидностью необходимо учитывать Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

Профориентационная деятельность с детьми и молодежью с ОВЗ должна основываться на Приказе Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Конечная цель получения образования – это успешная социализация личности, которая подразумевает интегрированность в социум, включение в социальную жизнь, профессиональную деятельность. Перед старшеклассником встает задача профессионального самоопределения. Однако, как показывает практика, многие не могут справиться с этой задачей, поступают в профессиональные учебные заведения, не ориентируясь на собственные возможности, потребности рынка труда в той местности, где проживают. Как результат, разочарование в профессии, невозможность устроиться по специальности. В итоге далеко не все выпускники средних и высших учебных заведений работают по профессии. Особенно остро эта проблема стоит у лиц с ОВЗ и инвалидностью, так как помимо других факторов необходимо учесть уровень собственных психофизических особенностей и умственных возможностей.

Лица с инвалидностью имеют особые права при поступлении в высшие учебные заведения, гарантированные ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).

Федеральный методический центр по инклюзивному образованию, информация по ссылкеhttps://fmc-spo.ru/ 

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО) — это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, осуществляющее консультационное, экспертное и методическое сопровождение на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам. РУМЦ СПО не является самостоятельным юридическим лицом; информация по ссылке: https://fmc-spo.ru/index.php/component/sppagebuilder/?view=page&id=6

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии молодыми людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

  • использование непроверенных источников информации о профессиях и неправильное их применение (родителям и педагогам необходимо пользоваться официальными источниками информации, разработанных на основе современных нормативных документов и расположенных на официальных порталах и сайтах организаций, имеющих официальный статус или лицензию на организацию       профориентационной деятельности)
  • не умение выделять главное, важное в полученной информации, а также ее систематизировать (необходима помощь родителей и педагогов)
  • преобладание эмоционального компонента в ходе выбора профессии без учета имеющихся ограничений в жизнедеятельности (выбор основывается с позиций: «хочу», «мне нравится». В этой ситуации родителям и детям следует самостоятельно или с помощью специалистов проанализировать мотивы и возможности выбора той или иной профессии с учетом состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности, а также требования к специалистам в этой профессии)
  • непонимание или недооценивание своих психологических особенностей, индивидуальных возможностей при выборе профессии (важны консультации психологов, основанные на персональной диагностике обучающихся)
  • подчинение чужому мнению при выборе профессии, а не мнению профессионалов (существует перечень рекомендуемых профессий для каждой нозологии, с которыми можно познакомиться на официальных сайтах образовательных организаций и специализированных центров)

Родителям на заметку

  1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так Вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом важна ваша искренняя заинтересованность. Важно не навязывать свое мнение, а вести диалог, помогать подготовиться к выбору профессии осознанно.
  2. Детям важен опыт своих родителей или знакомых ему людей. Расскажите, как выбирали свою профессию, чем при этом руководствовались, кто помогал в этом.
  3. Не отговаривайте и не принимайте категоричные решения. Действуйте конструктивно, приводите аргументы. Взвешивайте все «за» и «против». Объясняйте ребенку, что ответственность за выбор принадлежит ему. Учитывайте при выборе потребность рынка профессий.
  4. Не   навязывайте   свою   точку   зрения.   Помогите   ребенку проанализировать ситуации выбора на основе учета внутренних резервов (способностей, знаний), состояния здоровья, личностных качеств, внешних факторов. Будущая профессия должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и морально удовлетворять
  5. Посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования. Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.
  6. Навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений. Специалистов, которые занимаются данной работой можно обратиться в Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области (https://proftraektoria.ru/), а также можно обратится к школьному психологу.
  7. Систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком: какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах занятости и на сайтах поиска работы.
  8. Обсуждая будущую профессию не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, чтобы у ребенка был выбор.
  9. Помните, что самая главная ценность – здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям и возможностям.