Центральная
психолого-медико-педагогическая
комиссия Архангельской области

От социального педагога

Уважаемые коллеги, родители!

На данной странице вы можете ознакомиться с общей информацией о деятельности социального педагога психолого-медико-педагогической комиссии, о законодательных основах образования детей с ОВЗ, инвалидностью. В том числе на странице будет размещаться полезная информация как для специалистов, работающих с детьми, семьями группы риска, так и для родителей. 

Должность социального педагога официально была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов». В решении коллегии указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами.

Социальный педагог — это специалист в системе образования, который

  • осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

  • изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни;

  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку и др.

 

Цель деятельности социального педагога ПМПК заключается в содействии созданию благоприятных условий, максимально обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное), адаптацию и защиту (социальную, психолого-педагогическую, нравственную) субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве.

Задачи социального педагога ПМПК:

  • своевременное выявление детей и семей с рисками социальной дезадаптации;

  • диагностика социальной адаптивности участников образовательного процесса;

  • профилактическая работа с детьми, семьями, педагогами;

  • оказание адресной консультативной и коррекционной помощи всем участникам образовательного процесса;

  • обеспечение социальной защиты участникам образовательного процесса;

  • контроль соблюдения рекомендаций семьей и образовательной организацией;

  • анализ социального заказа на получение психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • осуществление связи с организациями, обеспечивающими надзор и занятость детей.

Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам – приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования...

б) образовательные программы высшего образования...

3) основные программы профессионального обучения...

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы...

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ.

Формируем учебную мотивацию

Правила для родителей по воспитанию самостоятельности у детей

Скоро в школу

Правовые аспекты, регламентирующие организацию работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества. Поэтому развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью выделено как отдельное стратегическое направление развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030г.

На современном этапе сформирована и постоянно обновляется нормативно-правовая база, регламентирующая организацию работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также создание условий для получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Заключена в г. Женеве 23.06.1975);

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Для обеспечения права на труд в законе предусмотрены обязательные квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью (Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов) и обустройство специализированных рабочих мест (Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов);

Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 27.12.2018), частью 1 статьи 11 «Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости».

3 мая 2012 г. в России принят Федеральный закон от N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». В 27 статье Конвенции «Труд и занятость» лицам с инвалидностью провозглашено «право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов».

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н).

На обеспечении гарантии организации профориентационой работы направлена Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 2018 года). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

Также при организации работы по профориентации детей с ОВЗ и/или инвалидностью необходимо учитывать Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

Профориентационная деятельность с детьми и молодежью с ОВЗ должна основываться на Приказе Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Конечная цель получения образования – это успешная социализация личности, которая подразумевает интегрированность в социум, включение в социальную жизнь, профессиональную деятельность. Перед старшеклассником встает задача профессионального самоопределения. Однако, как показывает практика, многие не могут справиться с этой задачей, поступают в профессиональные учебные заведения, не ориентируясь на собственные возможности, потребности рынка труда в той местности, где проживают. Как результат, разочарование в профессии, невозможность устроиться по специальности. В итоге далеко не все выпускники средних и высших учебных заведений работают по профессии. Особенно остро эта проблема стоит у лиц с ОВЗ и инвалидностью, так как помимо других факторов необходимо учесть уровень собственных психофизических особенностей и умственных возможностей.

Лица с инвалидностью имеют особые права при поступлении в высшие учебные заведения, гарантированные ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).

  • Федеральный методический центр по инклюзивному образованию, информация по ссылкеhttps://fmc-spo.ru/ 
  • Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО) — это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, осуществляющее консультационное, экспертное и методическое сопровождение на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам. РУМЦ СПО не является самостоятельным юридическим лицом; информация по ссылке: https://fmc-spo.ru/index.php/component/sppagebuilder/?view=page&id=6